Cпецпроекты

«Любая игра развивает синтетический способ мышления». Интервью об играх с Дмитрием Карпенко


0 6391 28

С каждым годом игры, технологии и всевозможные инновации все больше проникают в нашу жизнь. Если раньше мы могли относиться пренебрежительно к тем, кто играет, то сейчас это мало того что один из возможных способов расслабиться и привести свои мысли в порядок, так еще и уважаемый вид спорта. Успешных игроков, которые достигли высот в киберспорте, нередко сравнивают с рок-звездами. И это сейчас. Дальше будет больше.

Совместно с WePlay! редакция bit.ua провела серию интервью с людьми, которые достигли успеха в сферах деятельности, не связанных с киберспортом, но при этом любят поиграть в свободное время.

Вторым нашим героем стал Дмитрий Карпенко, специалист по продакт-плейсменту и спонсорству, сопродюсер украинских фильмов Dustards, «Бобот та енергія Всесвіту» и «Продюсер».

Приставки

Я все время хотел Dendy, но тогда их просто не было в наличии. Помню, как на день рождения родители подарили приставку Ziliton. Я играл в «Братьев Марио», «Контру», «Черепашек-ниндзя» и какие-то гоночки. Позже брат взял на пару недель Sega. Это был уже совсем другой уровень. Потом дома появился первый компьютер. Это был 486-й, на котором можно было играть вдвоем. Таким образом мое увлечение постепенно возрастало.

Первые игры

В школьном возрасте я играл в Сounter-Strike и Half-Life. Но если говорить о competitive gaming, то был сначала Quake 2 с ботами, а потом Quake 3. На тот момент у меня уже началась профессиональная игровая карьера, потому что много играл, состоял в кланах и участвовал в соревнованиях. Но тогда было все совсем иначе.

Сейчас профессиональным игрокам это приносит хоть какие-то призовые деньги — либо спонсорские, либо которые формируются из внутриигровых  продаж, продаж мерча или краудфандингом — как в случае с призовым фондом The International. А тогда такого не было. Ты просто играл в компьютерных клубах, которые хостили эти мероприятия. Они это делали, чтобы рассказывать о себе, чтобы к ним приходили клиенты.

Большие компьютерные клубы, конечно, могли из собственных выторгов формировать призовые фонды или закупать крутые гаджеты для призов, но в основном все ограничивалось дипломами, кубками или просто игровыми часами в клубе. Ты мог выиграть два месяца бесплатной игры в клубе при условии, что вместе с тобой будут приходить другие игроки, которые готовы за это платить. Это было тоже ценно, потому что тогда широкополосного доступа в интернет не было в обычных домах, да и не во всех офисах он был. А играть по сетке было пределом мечтаний.

Свободное время

Почти все свободное время и весь досуг уходил на игры, в том числе вечером после школы (иногда и вместо). Но с поступлением в университет это закончилось. Достигнув ТОП-3 по Киеву в Quake 3, столкнулся с тем, что непонятно, что делать дальше.

Профессиональная лига на тот момент требовала больше вложений, нежели ты зарабатывал. Профессионально играли только те, у кого была обеспеченная семья. Не было такого, что есть инвестор, который содержит тебя как игрока или команду. Были команды от компьютерных клубов, и я состоял сначала в одной команде, потом в другой, третьей… Даже когда-то играл за второй состав KPD (Kyiv Professional Demons). Считалось, что это топовый клан, попасть туда было очень сложно, но после одного успешного чемпионата меня пригласили.

Польза от игр

С одной стороны, это были знакомства, с другой — каждому человеку важно быть уверенным в себе. Уверенность в себе можно получить в семье при воспитании, либо в победах.

В основном в киберспортивные игры играют школьники или студенты. А это период гормонов и становления, состязаний по всем фронтам. Отсюда желание победить, стать лучшим, доказать самому себе или кому-то другому, что ты крутой. Через компьютерную игру это легче всего. Можно быстро получить результат, особенно если у тебя есть какая-то склонность к техникам, механикам, к какой-то специфике игры.

Например, если говорить про RPG-игры, то, когда прокачиваешь своего героя и прокачка идет очень быстро, результат виден сразу. В жизни так не бывает. Ты не можешь сделать себе +20 Интеллекта или Ловкости в жизни за один день. Этим игры и привлекают и в то же время создают некую иллюзию.

Из положительных моментов: важно понимать, что те стратегии, которые люди применяют в играх, можно использовать как шаблон и в реальной жизни. Ведь в голове создается определенная нейросеть, которая обучена именно этому, и, если человек сможет эту сформировавшуюся нейросеть перенести на реальную жизнь, это может привести к большому успеху.

Если это командная игра, то появляется умение координироваться, знать свою роль и отстаивать свою позицию. Тебе выдается конкретный участок ответственности, все знают, что ты хорошо играешь определенным персонажем или выполняешь определенную функцию, и вся команда на тебя полагается. И если ты плохо выполняешь свою функцию, то команда теряет шансы на победу, если хорошо – шансы увеличиваются. Это как звено.

Игры позволяют наработать огромный багаж негативного опыта, когда ты можешь умирать, не умирая, совершать ошибки без последствий, потому что это все симуляция.

Многие ребята подсаживаются на эндорфиновый допинг от победы в игре и не выходят из этой ловушки. В какой-то момент нужно просто заставить себя пробовать переносить на реальную жизнь модели, которые ты сформировал в играх.

Игры как медитация

Игра дает заземление в плане того, что (это опять же мой опыт), когда тебе нужно сбросить какой-то негатив, ты играешь и тебя отпускает. Или если тебе нужно реально отключиться от внешнего мира, потому что у тебя перегруз.

Кто-то идет на рыбалку, кто-то идет собирать грибы, кто-то — в компьютерную игру. Я это называю медитацией. Это такой циклический процесс, когда ты переключился с одного вида мозговой деятельности на другую или с физической деятельности на интеллектуальную.

Очень важно, чтобы эти переключения были, но важно не залипать на чем-то одном. Везде всегда есть свои плюсы и минусы.

Развитие качеств

Любая игра развивает синтетический способ мышления. Когда у тебя есть множество разрозненных элементов, и тебе нужно понять, как из них собрать выигрышную комбинацию. В моем понимании это так работает.

Молодое поколение и игры

Во-первых, это решение каждого конкретного родителя, когда и с какого возраста разрешать ребенку играть. Во-вторых, необходимо контролировать время игры.

Стоит принимать во внимание среду, в которой мы живем и в которой сейчас дети рождаются. Они родились, и в их жизни сразу существует смартфон с тачскрином, планшеты, плазменные телевизоры, быстрый интернет и миллиарды часов видео-контента. Для них это норма. Они не знают, как без этого в принципе. А мы-то знаем, когда этого всего еще не было, времена, когда мобильных телефонов не было, когда они только появлялись. Здесь большой разрыв в плане восприятия того, как к этому относиться. Мы почему-то считаем, что это плохо, хотя, на самом деле, это может быть и неплохо. У них просто все по-другому устроено.

Они родились в более информационно плотном пространстве, поэтому пока они учатся говорить, воспринимать и анализировать окружающий мир, мозг начинает формироваться по-другому. И весь поток информации обрабатывается проще, чем у нас.

Наш мозг сформировался, когда информационный поток был меньше, поэтому с возрастающим информационным потоком у нашего поколения возникает перегруз и нам кажется, что детям будет сложно. На самом деле, им это несложно и практически никак не вредит. За исключением того, чтобы не было залипания. Должно быть постоянное нормальное переключение между разными активностями.

Пусть себе играют, главное, чтобы это контролировалось не с точки зрения «я не хочу, чтобы ты в это играл, поэтому не играй», а с точки зрения результата, когда ты смотришь, как себя ребенок ведет после того, как он в это поиграл, о чем он разговаривает. Вот как только начинается какое-то буксование, тогда это нужно пресекать. Через крики, через слезы, но убирать из его жизни, потому что это деструктивно. Но в то же время существуют академические исследования игр и игроков, которые подтверждают позитивное влияние на внимательность, память, логику, мышление и даже на зрение.

Отношение к играм (спустя время)

Не было какой-то одной игры, которая изменила отношение к игровой индустрии. Полагаю, что это особенность культуры, потому что выросли те люди, которые очень хотели играть, так как раньше для них это было в новинку.

Таким был и я, знаю, насколько сильно хотел это делать, поэтому у меня нет никаких претензий к моему ребенку, который играет. У моих родителей не было этих игр, когда они росли, не было в принципе компьютеров, поэтому понятно, что они воспринимали это в штыки, просто потому что для них это непонятно, а восприятие компьютера было в ином назначении. Стандартный вопрос: «Как ты можешь столько там сидеть, просиживать штаны? Пойди займись чем-нибудь полезным — вынеси мусор, сходи в магазин, помой пол, сделай уроки».

Компьютерные игры — это часть огромнейшей индустрии развлечений, к которой относятся телевидение, кинотеатры, музыка. Это всё способы генерации эмоций и изучения моделей поведения.

Ты смотришь в кино на чью-то историю, понимаешь, что она выдуманная, но тебе интересно следить за ней, чтобы понять, как кто поступил, к чему это привело, ты так или иначе для себя это фиксируешь, в любом случае это откладывается, потом это формирует то, как ты принимаешь решения. То же самое в играх, в театре. Ты всегда наблюдаешь за чужим опытом и параллельно генерируешь свой. Это становится частью тебя, и это влияет на твою дальнейшую жизненную стратегию и деятельность.

Фильмы, снятые по играм

Я как маркетолог в принципе преклоняюсь перед такими примерами. Есть несколько гигантов игр, у которых гигантские фанбазы. Это вся серия Diablo, Half-Life, StarCraft, Doom. Каждая игра, как и фильм, это удовлетворение определенного интереса, и она является носителем определенных ценностей, навыков и знаний. И если они совпадают с интересами человека, соответственно, он к ним притягивается, ими пользуется, потребляет этот контент. Когда игра прошла, остается очень много фанатов с чувством ностальгии, если ты им предложишь что-то новое про эту игру — они продолжат в это играть, за это платить, потому что им это ценно.

Соответственно, логично, что следующий шаг — это создание фильмов по играм. Что будет дальше? Мне кажется, что и игры, и фильмы сольются. Уже сейчас можно наблюдать процесс, когда перестаешь ощущать разницу между тем, когда смотришь фильм или играешь в игру, потому что увеличиваются качество картинки, производственные мощности компьютеров и консолей и большинство игр строится по принципу нелинейного сторителлинга. Ты можешь проходить как угодно, делать разные развязки и разными героями. По сути, проходя одну и ту же игру заново и заново, ты можешь посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон.

Мне кажется, эта грань в будущем будет стираться, особенно после того как подешевеют и станут более доступными не только в деньгах, а и в плане использования технологии виртуальной реальности.

Игры сейчас

У меня есть несколько купленных игр, в которые играю время от времени. Среди них есть Elite Dangerous, Tom Clancy’s The Division.

Elite Dangerous. Впервые я увидел эту игру в 1986-м на работе у своего отца, у него тогда появился один из первых компьютеров вообще в городе. В этой игре был достаточно стремный и сложный интерфейс, но это был интересный космический симулятор, который тогда назывался просто “Elite”. У тебя есть корабль, нет особых каких-то заданий, открытый космос, ты летаешь, борешься с пиратами, можешь садиться на разные космические станции и добывать какие-то ресурсы.

Пару лет назад узнал, что создатели этой игры делают краудфандинговую кампанию, потому что ни один из издателей не захотел брать на себя риск переиздания. Разработчики успешно собрали деньги на Kickstarter и начали писать игру. И у них все получилось.

Им удалось смоделировать полностью нашу галактику, в которой можешь летать к любой звезде, планете, можешь ездить по поверхности любого космического тела. Там существует отдельные кланы и отдельные политические силы, причем все это формируется живыми игроками. У тебя нет никакой особенной задачи, ты включаешь игру — у тебя есть стартово маленький космический кораблик, на котором ты пилот и делаешь что хочешь.

Ты можешь развиваться в нескольких направлениях. Хочешь — будешь наемником, хочешь — будешь заниматься транспортными перевозками или добычей каких-то ресурсов, исследователем космоса — пожалуйста. Каждая из линий определяет твой тип корабля и оборудования, какие миссии ты берешь, эти миссии разные, плюс ты летаешь на планеты, на которых разные политические силы, какие-то свои расклады.

Tom Clancy’s The Division. Это тактическая игра с условным нелинейным сюжетом, постапокалипсис, Нью-Йорк. Ты оказывается в роли наемного агента, бродишь по заброшенному городу и пытаешься выяснить, что произошло. Параллельно сражаешься с рейдерами и отстраиваешь базу, очищаешь районы-кварталы, постепенно выясняя, что произошло и что дальше с этим делать. Это шутер от третьего лица. Но он очень реалистичный, как и все, что делает Tom Clancy’s. Это тактические игры, когда тебе нужно думать над тактикой боя и тактикой перемещения и так далее. Некоторые миссии невозможно пройти одиночкой и тебе нужно собирать команду из друзей или через встроенный матч-мейкинг.

О киберспорте

Киберспорт — это как футбол для нового поколения. Если посмотреть статистику по аудиториям, то у футбола уже суперстареющая аудитория. Средний возраст смотрящих футбол глобально около 50-60 лет. А средний возраст смотрящих киберспорт — около 30 лет. Это существенная разница, учитывая, что это средний показатель.

За турнирами не слежу, но мне нравится смотреть шоу и наблюдать за тем, как эта индустрия растет и что приходит в Украину.

Мне нравится все, что касается спонсорства и интеграции брендов в контент. Это прекрасная платформа, потому что с точки зрения маркетинга огромное количество брендов, которые последние несколько лет трубят со всех сторон на всех конференциях: «Боже мой, мы не знаем, как общаться с молодой аудиторией». Пожалуйста: есть киберспортивная платформа — заходите, изучайте инструменты и общайтесь. Если это сделать правильно, с хорошей интеграцией и промоактивностями, то можно получить колоссальный результат.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: